Вход

" - На формирование характера поморов повлияло то, что они не знали крепостного права и монголо-татарского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к ним только по имени и отчеству, в то время как в других местах России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения "Поморского мира" не решался отменять даже Иоанн Грозный. А в 1589 году в противовес Судебнику 1550 г., утверждавшему крепостное право, был разработан "Поморский судебник", в котором особое место уделялось "статьям о бесчестии" - Ведущий эксперт по поморской Арктике, ученый-краевед В.Н. Ломакин

Снести 4-ю школу?..

памятник Петру I имеет созвучный в архитектурном плане и соразмерный по габаритам фон - комплекс зданий бывшей 4-й школы
памятник Петру I имеет созвучный в архитектурном плане и соразмерный по габаритам фон - комплекс зданий бывшей 4-й школы
В своем недавнем интервью газете «Правде Севера» от 16 апреля 2008 г. Юрий Анатольевич Барашков (депутат Архангельского областного обрания - прим. редакции портала) в очередной раз в свойственной ему категоричной манере «озвучил» свое мнение о здании, в котором совсем недавно размещалась 4-я школа Архангельска: «Снести его и забыть! Никакой исторической и архитектурной ценности оно не представляет. И уж если так заклинило на этом здании, то оставить ту часть, которая ближе к театру. Это старинное здание городской управы примерно 1780 года. Но оно в руинном состоянии».


С таким взглядом известного знатока истории города Архангельска мы никак не можем согласиться.



Для начала хотелось бы обратить внимание Юрия Анатольевича на две мемориальные доски, размещенные на фасаде здания. На первой написано: «4-я средняя школа. Открыта в 1811 г. в честь 100-летия со дня рождения М. В. Ломоносова». (Нужно признать, текст на этой доске грешит историческими неточностями). На второй: «В этом здании в годы Второй мировой войны в 1944 году располагалась Школа юнг Северного государственного морского пароходства Наркомата морского флота СССР».

Разве эти мемории ни о чем не говорят?

Вердикт человека, сведущего в архитектуре, оспаривать неспециалистам затруднительно. Но рассуждать об исторической значимости или ничтожности того или иного здания следует на основе хотя бы беглого знакомства с его прошлым. И нередко сам процесс формирования его архитектурного облика также становится неотъемлемой частью истории. Сказанное в полной мере относится к зданию бывшей 4-й школы. Или, что более верно, к комплексу зданий, в которых это образовательное заведение размещалось.

Архитектурный комплекс, о котором идет речь, формировался на протяжении трех веков. В настоящее время он представлен двумя корпусами, из которых первый (с мезонином) датируется второй половиной XVIII века. Примыкающий к нему корпус был построен в начале XX века (в 1901-1906 гг.). Первоначально он был двухэтажным. С достройкой его (возведением третьего этажа) в 1936 году формирование архитектурного комплекса завершено. И в таком виде он сохранился до наших дней.

В первом корпусе первоначально разместились городские присутственные места. Они были образованы по жалованной грамоте 1785 г. городам (в том числе и Архангельску) императрицы Екатерины II. Здесь находились последовательно городская Дума, Шестигласная дума, городовой магистрат (суд) и другие учреждения. После переезда Думы в новое здание на Троицком проспекте (ныне в нем размещается СГМУ, здание перестроено) какое-то время находилась телеграфная станция. Во второй половине XIX века сюда переехала губернская мужская гимназия. В соседнем корпусе находилось Благородное собрание.

В первом здании работали (назовем лишь две наиболее известные фамилии) Василий Васильевич Крестинин (1729-1795) - историк, краевед, основатель первого в России исторического общества (1759), член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук - и его соратник Александр Иванович Фомин (1733-1801), общественный деятель, историк, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, первый директор народных училищ Архангельской губернии, основатель Главного народного училища.

Гордость и достояние любого учебного заведения - его ученики. Среди выпускников Архангельской мужской, а с 1911 г. - Ломоносовской гимназии были известные военачальники, выдающиеся ученые, именитые врачи. Приведем лишь несколько фамилий.

Иван Всеволодович Мещерский (1859-1935) - русский и советский ученый в области теоретической и прикладной механики, выдающийся педагог, который радикально изменил преподавание курса теоретической механики. Его основополагающие труды по механике тела переменной массы стали теоретической основой разработок различных проблем, главным образом реактивной техники и небесной механики. Именем Мещерского назван кратер на Луне.

Виктор Николаевич Шевкуненко, академик, один из организаторов здравоохранения на Севере.

Именно в Архангельской гимназии начинали свой путь к знаниям Александр Федорович Можайский - контр-адмирал Российского Императорского флота, русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха; уроженец Соломбалы Эдуард Николаевич Щенснович, вице-адмирал Российского Императорского флота, первый организатор практического подводного плавания в русском флоте.

Безусловно, судьбу этого комплекса следует определять с учетом рекомендаций специалистов. По мнению Ю. А. Барашкова, оно находится «в руинном состоянии». Но есть не менее авторитетное заключение специалистов АГТУ, дотошно изучивших состояние строительных конструкций. Они считают, что здание в неплохом состоянии.

Ю. А. Барашков полагает, что снос четвертой школы дал бы весьма позитивный результат. А именно - «распахнул бы к набережной Петровский парк - единственное сложившееся зеленое образование Архангельска». Но следует признать, что состояние так называемого Петровского парка просто ужасающее. Тополя, являющиеся основными его обитателями, находятся в старческом возрасте. И каждый год два-три тополиных ствола рушатся наземь, являя собой серьезную опасность для горожан. Парк требует радикального обновления и окультуривания.

Снос здания привел бы и к другим негативным результатам. В частности, сейчас памятник Петру I имеет созвучный в архитектурном плане и соразмерный по габаритам фон - комплекс зданий бывшей 4-й школы. С их исчезновением небольшая фигура Петра просто потеряется.

Судьбу этого комплекса, несомненно, надо рассматривать не изолированно, а в совокупности с решением вопросов по созданию здесь полноценной историко-мемориальной рекреационной зоны. На наш взгляд, границы ее - улицы Воскресенская и К. Либкнехта, набережная Северной Двины и Троицкий проспект. Здесь сейчас сосредоточены здания разных архитектурных стилей и мемориальные сооружения, концентрированно представляющие всю историю Архангельска. Это и упомянутый комплекс зданий, и здание бывшего Северного морского пароходства, и два великолепных административных здания областного УВД и бывшего Совнархоза, и громада драматического театра, и памятник жертвам интервенции. Береговая ее часть - сооружения Красной пристани и Воскресенского ковша.

Благодаря памятнику Петру I, находящемуся в центре возможной зоны, здесь в единый узел связались, переплелись многие исторические события минувших времен. К слову сказать, прекрасным дополнением к нему было бы размещение по соседству Домика Петра I.

Евгений КОЛТОВОЙ. Краевед.

Николай ШУМИЛОВ. Зам. директора по научной работе Государственного архива Архангельской области.

Подготовлено по материалам газеты "Правда Севера"

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Новости Снести 4-ю школу?..