Вход

" - Поморье - это множество озёр, рек и городов, бывшие Архангелогородская, Олонецкая, Вологодская губернии, а также Вятка и Пермь. На современной карте это территории Архангельской, Мурманской, Вологодской, Пермской, Вятской и части Ленинградской области, а также двух, искусственно созданных большевиками национально-территориальных образований: Карелия и Коми" - Ведущий эксперт по поморской Арктике, ученый-краевед В.Н. Ломакин

Каменная колокольня. г. Каргополь

Каменная колокольня строилась с 1772 по 1778 г. на месте деревянной, сгоревшей во время пожара. Тогда выгорело 3/4 зданий города и наместник новгородского губернатора (Каргополь входил в состав Новгородской Губернии) Ян Сиверс, кроме прочих восстановительных работ, решил начать строительство каменной колокольни. Она имеет два яруса, (в основании ее имеются проездные ворота, они не считаются ярусом). Высота 61 м 30 см. Несколько видимых расхождений со стилистическими да и православными канонами: расположение креста относительно сторон света, фигурки ангелов над арочными проемами порождают различные гипотезы и споры. Объяснение такого необычного расположения креста состоит в том, что Каргополь был одним из первых городов, застроенных согласно указу Екатерины Великой по плану с прямоугольной сеткой улиц. Более того, саму Екатерину ожидали в Каргополь, нижняя часть колокольни должна была сыграть роль триумфальных ворот во время визита, но царица так и не заехала в город. Именно поэтому колокольню построили на главной улице (идущей параллельно Онеге) в створе перпендикулярной ей другой улице. Крест получился ориентированным по реке. Винтовая лестница внутри одного из порталов ведет на верхнюю площадку, откуда открывается широкий обзор на город, окрестные церкви и Онегу. Лестница очень круто завёрнута и узка, поэтому полные люди едва протискивались по ней. Соответственно разойтись двум поднимающемуся и спускающемуся вверх-вниз невозможно. Перед входом приходиться долго кричать в глубину, вопрошая: «Все спустились, али нет?».

На площади расположены еще две церкви. На северо-западной стороне высится строгая по форме кубическая пятиглавая церковь Иоанна Предтечи, была построена непосредственно перед пожаром, в 1751 году. Церковь Иоанна Предтечи самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек). Необычна форма куполов в стиле барокко: с двумя барабанами и двумя луковками. Практически, одна из немногих действующих церковей.

Наконец, одноглавая Введенская церковь появилась уже после пожара, в 1802 году. Ее строгий архаичный стиль гармонирует со всем остальным ансамблем Нового торга.
В нескольких сотнях метров к северу от Нового торга, неподалеку от земляных валов старой крепости, стоит величественная живописная пятиглавая Воскресенская церковь, построенная в конце 17 века, но передающая стиль русской церковной архитектуры 15 века. Единственная в городе церковь с позакомарным покрытием - полукруглыми арочными завершениями стен и внутренних сводов храма - закомарами. Каменные узоры на окнах не повторяются, выполнялись они наособицу, как правило разными , часто своими, мастерами. Каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня. Привлекают внимание и другие фрагменты храма: карнизы, поребрики, пилястры. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле - признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами (стяжками), на боковых пилястрах виды проушины тяжей со вставленными в них штырями-заглушками. Такие стоительные детали можно увидеть и на других храмах.

Второй ансамбль церквей расположен на площади Старого торга сотнях метров южнее, около все того же Октябрьского проспекта. Здесь, точно так же на большом открытом пространстве стоят три церкви. Внутри также огромный иконостас, а снаружи церковь богато украшена каменной резьбой. Среди них выделяется кубическая пятиглавая Благовещенская церковь (1692 г.). Относится к мин культуры и, к сожалению, находится в разоренном состоянии, кровля проржавела, дожди и снег беспрепятственно попадают внутрь. Город ей не владеет, по этому не может выдилить деньги, хотябы, чтоб накрыть дыры рубероидом. Музейные работники Каргополя весной хотят скинуться своей нищей зарплатой, чтобы хоть как-то защитить памятник от разрушения. А ведь каменной резьбой на окнах она, как написал еще в начале XX века известный историк искусства Игорь Грабарь, напоминает дворцы раннего флорентийского Возрождения. С западной стороны поблизости от Благовещенской церкви находится строгая по внешнему виду Никольская церковь, построенная в 1741 г. в традициях классицизма. Архитектурный ансамбль Старого торга также включает в себя пятиглавую бесстолпную церковь Рождества Богородицы (1680 г.) с северным и южным симметричными приделами, трапезной и колокольней (пристроена в XIX веке). По своим размерам эта церковь меньше Благовещенской, но у нее богатые резные украшения. Действующий православный храм.

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Новости Каменная колокольня. г. Каргополь