Вход

«Надежда России на возрождение в государственно-патриотическом самосознании, которое обращается к духовным ценностям и традициям русского народа, его неискаженной истории, высоким образцам культуры, науки, гражданскому подвижничеству» - узник ГУЛАГа, член Союза писателей России, мыслитель, общественный деятель г. Котласа, Архангельской области М.Д. Пузырёв

Открытый разговор: Вспомним о здоровом духе

На фото: А.Тутов и А.Беднов
На фото: А.Тутов и А.Беднов
Миллионы наших соотечественников пристально следили за событиями Сочинской Олимпиады. Сегодня, когда много говорится о празднике спорта, торжестве здорового тела, хорошо бы вспомнить и о здравии народного духа – все ли здесь благополучно? О том, что такое духовное здоровье нации, почему его необходимо сохранять и защищать рассуждают писатель, руководитель Архангельского регионального отделения Народного Собора Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.

Нашествие псевдоискусства

Александр Тутов: - Часто говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

Анатолий Беднов: - Раньше добавляли: «…редкая удача». В реальности часто либо то, либо другое отсутствует.

А.Т.: - Все, наверное, помнят греческое золотое сечение: человек должен быть и физически, и духовно развит. Получается три фактора: духовное развитие, которое включает в себя как приобщение к местным обычаям и традициям, культуре своего народа, так и классические литературу, театр, живопись, архитектуру. Сюда же включается кино, и, в определенной степени, воздействие телевидения. Но в последнем случае идет все-таки передача различных форм, но далеко не всегда духовных. Второе – это профилактика, либо защита духовного здоровья. А третье – лечение, если с духовным здоровьем возникают проблемы. Чем дальше, тем более серьезное значение это принимает. Поступает очень много разной информации. Но информация – это не всегда знания и духовность. Некоторые даже гордятся тем, что книжек не читают. Как в анекдоте: «Давай, подарим ему книгу». «Нет, книга у него уже есть». Не зря пользуются популярностью такие низкопробные телепередачи, как «Дом-2», «Камеди клаб», различные глупые сериалы, передачи вроде «Пусть говорят», где полощут грязное белье. А еще – влияние чужой, инородной культуры. Не зря же ряд стран пытаются ограничить ее влияние и защитить свою культуру.

А.Б.: - Речь идет, конечно, о худших образцах чужой культуры.

А.Т.: - Например, мультики. Не классические красивые мультики, а уродливые, которые оказывают сильное воздействие на детей.

А.Б.: - Про вампиров и прочую нечисть.

А.Т.: - То есть не лучшие образчики. То же самое и с литературой. Хорошо, когда фильмы снимают по классическим произведениям. Но часто снимают такие фильмы, где положительный герой – вампир, оборотень. То есть нарушаются критерии добра и зла с целью запутать зрителя.

Или «экспериментальное» искусство, когда художники рисуют либо коленом, либо носом, создают «произведения искусства» из обломков…

А.Б.: - Или выставляют в галерее унитаз с его содержимым.

А.Т.: - Так называемые «перфомансы»: голые на четвереньках ползают, и это выдается за произведение искусства. Иногда это «искусство» поддерживается.

Где историческое кино?

Шокирует, но уже не удивляет преобладание жестокости на экране. Мало хороших фильмов об исторических героях. Вспомнимте, когда был снят последний хороший фильм о нашем великом полководце Александре Суворове.

А.Б.: - Перед войной.

А.Т.: - Пусть даже не о Суворове, а о временах его. Это – лучший русский полководец, всегда заботившийся о солдатах, не проигравший ни одного сражения, это героический период. А фильмы о героях нашей средневековой истории, тех же ушкуйниках?

А.Б.: - Советский фильм «Василий Буслаев». И все?

А.Т.: - Это для нас гораздо ближе, чем «Пираты Карибского моря». Где фильмы о подвигах казачества, например, об Азовском сидении?

А.Б.: - Вместо реальной истории – неуклюжая поделка и подделка «Пока станица спит». Китч, не имеющий отношения к настоящему казачеству.

А.Т.: - Из хороших исторических фильмов последнего времени можно назвать разве что «Тараса Бульбу». А больше нормальных фильмов для подражания молодежи как бы и нет.

А.Б.: - Если вспомнить позднесоветский период: сколько замечательный исторических лент только о Древней Руси было снято в то время! Я говорю не только про «Андрея Рублева» Андрея Тарковского. Это все-таки классика кинематографа. Но, прежде всего, про фильмы для массового зрителя: «Ярославна, королева Франции», «Ярослав Мудрый» (современный «Ярослав» откровенно слаб и отдает политическим агитпропом, чего – как это ни парадоксально – в советском фильме не было), «Легенда о княгине Ольге» (фильм явно недооцененный критикой, несколько версий жизни княгини, собранных воедино), «Русь изначальная». Были и прекрасные телесериалы. Вспомним «Россию молодую», открывшую для миллионов зрителей страницы истории Поморского края. Так же как и сериал о жизни Михайло Ломоносова.

Современный российский кинематограф пока не может похвастать такими успехами. Хотя предпринимаются попытки возродить историческое кино.

В частности, «Александр: Невская битва», «1612»… Есть прекрасный телесериал «Раскол». Сняты хорошие фильмы о совсем недавней истории – скажем. «Кандагар». Но этого недостаточно, а жанр востребован зрителем.

А.Т.: - Фильм «Сталинград», хотя Сталинград там присутствует относительно и непосредственной героики мало. Появились неплохие сериалы про Великую Отечественную войну. Хотя наша история гораздо больше, чем Великая Отечественная война. Практически никто не вспоминает о русских добровольцах в Сербии. Нужна патриотическая тема в кино – без пафоса, без перебора освещающая нашу историю. Юрий Дмитриевич Петухов пытался сделать когда-то сценарий фильма «Святослав» об этой героической фигуре древнерусской истории. Или битва при Молодях могла бы стать основой для фильма. Тем более там фестиваль теперь проводится. А фестиваль – это уже готовые реконструкторы-бойцы со своим снаряжением. Есть и много других событий, которые мало освещаются. Для меня интересна тема Ермака. Фильм, который снимали, со Степановым в главной роли, конечно, неплохой, Но он снимался в девяностые, при бедном бюджете, что видно по фильму. А нужна новая серьезная героическая эпопея. А фильмы о первооткрывателях Сибири, Дальнего Востока? Люди должны помнить о них. Иначе скоро на Дальнем Востоке перестанут вспоминать, что они – часть России. Я бы развивал именно это направление в кино.

В нашем кино нет нормальной фантастики, идут сплошные антиутопии: пришельцы что-то там уничтожают и кто-то пытается этому противостоять.

То есть, нужна нормальная государственная политика поддержки нормального кинематографа. Как и других видов искусства. Я бы поддерживал развитие, прежде всего, фольклора. А самое главное – изучение истории.

Но защиту духовности не надо превращать в ее имитацию, когда просмотр мультфильмов типа «Ну, погоди!» ограничивают возрастной категорией.

Дети в Интернете

А.Б.: - В СССР, при наличии цензуры никому в голову не приходило ограничить возрастными рамками просмотр мультфильмов.

Много говорится в последнее время об негативных сторонах воздействия Интернета на детей и молодежь. Понятно, что совсем запретить выходить в Интернет подрастающему поколению не только не нужно, но и невозможно. Другое дело, ограничивать время пребывания во «всемирной паутине». Сегодня же зачастую дети засиживаются за монитором до глубокой ночи, не читают книг, даже на улицу редко выходят, предпочитая виртуальный мир реальной жизни. Конечно, как пел Владимир Высоцкий «только в грезы нельзя насовсем убежать». Однако Интернет нередко превращается в наркотик, который пагубно влияет на неокрепшее сознание. Отсюда – конфликты, даже трагедии, когда под влиянием компьютерных игр совершаются насильственные преступления. Сейчас депутаты спохватились и пытаются оградить подростков от этого. И снова вместе с грязной водой выплескивают ребенка: хотят запретить продажу детям военных игр. Но зачем запрещать патриотические игры, созданные по мотивам сражений Великой Отечественной, Наполеоновских войн. Русско-турецких и т.д., если мы ставим задачу воспитывать патриотов?

А.Т.: - Надо разрабатывать нормальные игры, в том числе военные. А не такие, где мочат всех подряд…

А.Б.: - Например, предлагают сыграть в участников уличной банды в духе персонажей «Заводного апельсина» Или – кто на виртуальном автомобиле собьет больше пешеходов? Это вместо того, чтобы с малолетства учить, как правильно вести себя на дорогах, безопасно водить машину, сберегая свою и чужие жизни. И такие «игрушки» можно встретить на каждом шагу.

А.Т.: - Эти игры действительно надо ограничивать и даже в принципе ликвидировать. Другое дело – игра «Сталинград», где надо совершать героические поступки, сражаясь на стороне наших. От компьютерных игр все равно не отказаться. Тем более что есть исторические игры, есть игры познавательные. Но должны быть, действительно, ограничения – сидение за компьютером не больше такого-то количества часов в день. Установить таймеры, которые отключают компьютер. Есть же такие таймеры для машин: есть в салоне запах алкоголя – и она не заведется. А тут определенное время подросток поиграл – и компьютер должен отключаться. Это все решаемо. Как врач скажу: Интернет может быть и другом, и врагом человека, особенно детей.

Как помочь талантливым

Хочется поговорить еще о спорте. Надо развивать массовый спорт. Многие не смотрели Сочинскую Олимпиаду только потому, что считали: на нее затрачено слишком много денег. Если бы эти суммы пошли на развитие массового спорта и физкультуры, это бы еще больше воспитывало патриотизм и не вызывало бы такого раздражения. Будет массовый спорт – будет престижно выступать за нашу сборную, а не только из финансовых соображений. А сегодня спортсмен начинает считать: если я буду выступать за Россию и получу травму, то сколько мне полагается за это? Вспомним наших великих хоккеистов и футболистов, которые переживали за свою команду и сражались до последнего за честь своей страны. Сейчас же видно, что человек не выкладывается полностью.

Для духовного воспитания нужны специальные программы и проекты поддержки творческой молодежи. И не только молодежи, но и взрослых, которые не имеют сегодня возможности публиковаться – это если брать литературу. То же самое и в других видах искусства. Есть ведь массовая культура, которая легче пробивает себе дорогу.

А.Б.: - Бездарности пробьются сами?

А.Т.: - На самом деле это неправда и служит оправданием для лентяев. Если взять историю, то, как раз, таланты пробивались очень активно. Вспомните Джека Лондона, Артура Конан Дойла или Александра Дюма, да и многих наших авторов: у них не было меценатов, они сами пробивались к читателю.

Талант, конечно, дорогу пробьет, но сколько усилий он потратит на это!

А.Б.: - Которые он мог бы потратить на создание новых произведений.

А.Т.: - Не надо делать каких-то поблажек, но нужны программы, которые помогают таланту непосредственно издаться. Сегодня хорошие авторы, даже наши классики выходят мизерными тиражами, потому что они – «неформат».

Все-таки грустно, если талант «пробьет себе дорогу» уже после смерти. Если бы таких писателей оценивали при жизни, они могли бы сотворить гораздо больше.

При этом любой автор «гражданином быть обязан». Произведения искусства должны нравственно воспитывать людей. Взрослому человеку, который созрел духовно, в принципе можно практически все читать и смотреть, это не разрушит его личность. Но более молодым это опасно. А сегодня при всех ограничениях есть куча совершенно деструктивных, вредных вещей, в которых нет никакой талантливости, вроде «Парфюмера» Зюскинда. Это патологическое произведение, которое, конечно, написать несложно, но противно. Оно пропагандирует то, что гений может и убить, и делать все, что угодно. А его включают в списки литературы, которую надо прочитать. Кто составляет эти списки? Почему хороших произведений в этих списках нет, а есть всякая мерзость вроде Сорокина и прочих? Я понимаю, что, ругая их, мы в определенной мере их раскручиваем. Таким образом бездарные вещи получают массовую поддержку не только в России, но и за рубежом. Выходит, выгодно, чтобы все это тиражировалось?

Воспитать воинов духа

Говоря о духовности, мы должны говорить еще и о малой родине, о любви к Поморскому краю. Если человек любит то место, где он живет, он будет любить и большую Родину. Если ты не любишь малую родину, район, где ты живешь, то и к стране будешь относиться равнодушно. Ты будешь «гражданином мира».

А.Б.: - Притом что государственных и национальных границ никто не отменял. Такой человек будет везде и для всех чужим.

А.Т.: - Если земляне когда-нибудь станут одной нацией, это будет хорошо. Если, конечно, человечество, выживет. Но, чтобы это когда-нибудь случилось, и все жили счастливо и довольно, как в романах Ивана Ефремова, надо, чтобы никто никого не мучил, не угнетал. То есть, чтобы люди и других не обижали, и умели за себя постоять. А это тоже духовное развитие. В наше время надо воспитывать дух воина, настоящего воина, который может и умеет защитить себя и других. При этом надо помнить: воспитывая мальчика – воспитываешь мужчину, воспитывая девочку – воспитываешь нацию. Поэтому только когда общество духовно здорово, пропадает масса всяких социальных заболеваний: наркомания, алкоголизм, да и многие инфекционные заболевания. Потому что та же чума изначально распространялась там, где общество духовно и физически вело себя неправильно. Религия – тоже укрепляющее начало. При этом и духовники должны избавляться от своих грехов, ведь они представляют Церковь. Только не надо отождествлять веру и отдельных священников. Это – болезнь роста, которую можно всегда преодолеть. Но в любом деле вреден и фанатизм. Тот же украинский майдан, который ведет к гибели людей, к гражданской войне, к тому, что придет еще более темная сила, чем режим Януковича. Как в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом».

Надо объединяться, чтобы бороться за физическое и духовное благо людей.

 

См. также

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: «НАЦИОНАЛИЗМ» - ЖУПЕЛ ИЛИ НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЗМА?

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ПОДДЕРЖАТЬ ПОДЛИННО НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ДИСТАНЦИОННАЯ МЕДИЦИНА – НАДЕЖДА СЕЛА

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЯНУКОВИЧ РИСКУЕТ СТАТЬ МИЛОШЕВИЧЕМ (О СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ)

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЭКОЛОГИЯ – КАТЕГОРИЯ НЕ ТОЛЬКО ПРИРОДНАЯ, НО И ДУХОВНАЯ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: КАКОЙ БЫТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: СНЕГОВИК РАСТАЕТ, А ЕРМАК ВЕЧЕН

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: КОНДОПОГА, БИРЮЛЕВО…ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ?

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: СУД АБСУРДА. ИЛИ КАК МНОЖАТСЯ ПОЛИТОСУЖДЕННЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: МЕДИЦИНА И РЕКЛАМА

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЧТО ЧИТАТЬ ШКОЛЬНИКУ: КЛАССИКУ ИЛИ «ПОСТМОДЕРН»?

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: РОССИЯ – РОДИНА ОДИНА? ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «РЮРИК. ПОТЕРЯННАЯ БЫЛЬ» М. ЗАДОРНОВА

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ДЖОН ТОЛКИЕН – АНГЛИЧАНИН СО СЛАВЯНСКОЙ ДУШОЙ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ПОГОВОРИМ О СПОРТЕ 

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЗАКОН – НЕ ДЫШЛО

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ИДЕОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: СТРАСТИ ПО ПОМОРА 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Статьи Открытый разговор: Вспомним о здоровом духе