Вход

" - На формирование характера поморов повлияло то, что они не знали крепостного права и монголо-татарского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к ним только по имени и отчеству, в то время как в других местах России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения "Поморского мира" не решался отменять даже Иоанн Грозный. А в 1589 году в противовес Судебнику 1550 г., утверждавшему крепостное право, был разработан "Поморский судебник", в котором особое место уделялось "статьям о бесчестии" - Ведущий эксперт по поморской Арктике, ученый-краевед В.Н. Ломакин

Открытый разговор: «Национализм» - жупел или неотъемлемая часть патриотизма?

На фото: А.Тутов и А.Беднов
На фото: А.Тутов и А.Беднов
Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ готовится обсудить положение русского народа в России. Вопрос о необходимости включить эту тему в повестку дня Совета поднимался и ранее, однако постоянно откладывался, поскольку члены Совета так и не могли определить, кто же должен выступать от имени русских. Выходит, что у любого народа, представленного в этом консультативном органе, есть свои трибуны и ораторы, кроме русских. Помнится, Президент России Владимир Путин на встрече с представителями этнических общин спросил: а русские здесь есть? Среди собравшихся воцарилась неловкая пауза. В то же время действует Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), признанный на международном уровне, цель которого – обсуждать проблемы и предлагать пути из решения, отстаивать интересы русского народа. Но в последнее время ВРНС устами своих экспертов почему-то занялся поиском мнимых «сепаратистов», особенно среди поморов, казаков и жителей сибирских регионов. То есть вместо того, чтобы объединять русских, начинают в очередной раз искать врагов и выяснять отношения.

С другой стороны – либеральная пресса, и, отчасти, официальные СМИ, продолжают кричать об угрозе со стороны русского национализма, отождествляемого с неофашизмом. При этом либералы вполне лояльно относятся к националистам в странах бывшего СССР, поддерживают Киевский майдан, считая тамошних националистов «борцами за свободу».

А официальные пропагандисты, употребляя слово «национализм», объясняют его значение в духе «Краткого политического словаря» тридцати-сорокалетней давности. СССР развалили, а советскую фразеологию сохранили. Потому и «национализм» по сей день считается ругательным ярлыком как «без пяти минут фашизм». Справедливо ли это?

Архангельский писатель, руководитель регионального отделения «Народного Собора» Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов – о том, нужно ли бояться слова «национализм» и что означает это понятие.

Любящий Родину любит и народ

Анатолий Беднов: - Вот такая сложилась ситуация: некому выступить от лица русского народа и поведать о его проблемах. У татар есть свои представители, у удмуртов есть, у кабардинцев есть, у народов Севера есть, а кто может взять слово от имени русских, не знают…

Александр Тутов: - Может, и знают, но более «яростных» приглашать не хотят, нужен кто-то умеренный. Национальный вопрос сегодня – один из главных. Но надо точно определиться с понятиями «патриотизм» и «национализм». Потому что есть много неправильных определений.

А.Б.: - Вот такое определение можно найти в Интернете (Википедия): «Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу». Суть дела как раз в многообразии течений.

Здоровый, умеренный национализм отождествляют с крайними формами, включая фашизм и нацизм. И мажут всех без разбору черной краской, в особенности же достается русскому национализму, который провозглашается однозначным злом, более опасным, чем национализм любого другого этноса. Даже если такой «малый» национализм агрессивен.

Наверно, именно поэтому сегодня русские и оказались за рамками Совета по межнациональным отношениям. Что, конечно же, несправедливо.

А.Т.: - Это очень печально. Получается, что основная нация у нас никак не представлена. А ведь все остальные народы примыкают к ней. Поэтому должен быть представитель русского народа, и не один, чтобы соблюсти хоть как-то пропорциональное соотношение. И это должны быть лидеры русского патриотического движения. А то выходит: русские – самые дискриминируемые.

Еще одна причина конфликтов: за одно и тоже правонарушение представителя русской нации наказывают строже, чем представителя какой-либо другой. Это всегда вызывает сильное возмущение среди населения.

Притом надо понимать, что национализм – это любовь к своему народу.

А.Б.: - Так же, как патриотизм – любовь к своей стране. Одно без другого трудно представить. Как можно любить холмы и березки и не любить народ, который живет среди этого пейзажа. Недаром еще в восьмидесятые возник термин «национал-патриот» - любящий и свою Родину, и народ.

А.Т.: - И то, и другое хорошо. Каждый националист – патриот, хотя не каждый патриот – националист. Надо отходить от стереотипов. Национализм не имеет ничего общего с нацизмом. Это разные вещи.

Главное – преданность России

А.Б.: - Как идеологическое течение национализм возник в девятнадцатом веке, многие выдающиеся деятели классической культуры были националистами. Возьмем, к примеру, музыку. Вагнер – немецкий националист, Верди – итальянский. А Бородин и Мусоргский – русские националисты. Но когда говоришь такое о русских композиторах, встречаешь недоумение: «Какие они националисты? Это образованнейшие люди! Культурный человек в принципе не может быть националистом!»

А.Т.: - Такие великие люди, как Менделеев, Суворов тоже были националистами. Они любили свой народ. Хотя практически у каждого из них имелись и другие национальные корни, но все они считали себя русскими. Я, например, считаю Александра Розенбаума русским националистом. Он очень много сделал для патриотического движения. Он любит нашу страну, и национальность его при этом не имеет большого значения.

А.Б.: - А кто был величайшим русским пейзажистом? Исаак Левитан!

А.Т.: - Некоторые нападают на Юрия Шевчука, а я считаю его русским патриотом. Во-первых, в его песнях – боль за Отечество. Во-вторых, он в 1995 году приехал в Грозный поддержать наших солдат, в 1999 году был в Сараево, когда его бомбили американцы.

А.Б.: - Певец в стане русских воинов. В то время, когда он пел нашим солдатам, известный либерал Сергей Ковалев сидел в бункере Дудаева.

А.Т.: - Я очень ценю и уважаю либерала Михаила Касьянова, которого лично знаю и неоднократно встречался. Он – очень хороший чиновник (в положительном смысле этого слова), который умеет работать. Я общался со многими военными, и они рассказывали: Михаил Михайлович на все встречи приходил подготовленным и всегда пытался помочь. Если на то пошло, моя «нетолерантная» статья «В защиту спартанцев» и против «голубых» вышла на сайте касьяновского РНДС. И это надо тоже учитывать, хотя его политические взгляды и отличаются. Но политические расхождения – это не повод для вражды. Кстати, их дуэт с Путиным был достаточно успешным, и Касьянов, надо признать, был лучшим премьером России с 1991 года.

Есть много людей, которые относятся грамотно, с пониманием и уважением к этническому вопросу. Потому что для нас главное – русская цивилизация и русская культура, прошедшая через века. Почему мы отрицательно реагируем на неправильное поведение приехавших к нам из зарубежья, когда они пытаются навязать нам свои традиции и обычаи? Потому что они притаскивают свои порядки и пытаются их внедрить, а это далеко не всегда совпадает с нашим пониманием, как надо жить на нашей земле. Недаром же премьер-министр Австралии сказала: мы готовы принимать всех, если только они будут жить по нашим законам. Точно также, как отреагировали жители Новороссии, Тавриды. Харькова, Донецка, когда им из Киева стали навязывать свои порядки. И хоть многие обеспокоены тем, что Путин попросил у Совета Федераций разрешения на ввод войск, именно эта патриотическая и цивилизованно националистическая мера остановила большое кровопролитие. Если бы этого решения не было, то отряды направленные нынешним Киевом уже активно громили Крым, Новороссию и Юго-Восток Украины.

Русская цивилизация объединяет народы

А.Б.: - А в Швейцарии на референдуме приняли еще более жесткий закон об ограничении иммиграции, в том числе – из европейских стран. Причем сделано это с соблюдением всех демократических процедур.

А.Т.: - Правильно, потому что нормальное государство должно, прежде всего, заботиться о своих гражданах. Я бы упростил процедуру принятия в гражданство России, прежде всего, для русских, которые хотят вернуться. Не только русским, конечно, но и украинцам, белорусам, живущим где-нибудь в Латвии или Таджикистане, и желающим переехать в Россию. У нас же не хватает рабочих рук.

А.Б.: - Тем более что речь в данном случае идет преимущественно о квалифицированной рабочей силе. А вместо этого в Россию ввозят малоквалифицированную, дешевую, что и порождает проблемы во взаимоотношениях между приезжими и коренным населением.

А.Т.: - Среди всех национальностей есть много хороших людей. И пускай бы к нам ехали люди талантливые, кто же в принципе против? Но, прежде всего – люди, родственным русским. Я тоже мечтаю о том времени, когда все народы будут равны и любить друг друга. Но это, к сожалению, пока мечта. И если ты к человеку относишься хорошо, а он к тебе совсем иначе, то это не потому, что он плохой – просто взгляды на жизнь у него другие.

А.Б.: - Другой стереотип поведения.

А.Т.: - Для них некоторые вещи являются вполне допустимыми, а для нас – нет. У них свои обычаи и традиции, а у нас – свои. Русские всегда были толерантны в хорошем смысле этого слова. Сколько людей разных национальностей стало русскими патриотами! У Кутузова – татарские корни, у Суворова среди предков шведы, у Лермонтова – шотландцы, у Пушкина – эфиопы. Колчак был из донских казаков, но у него были и турецкие корни.

И все они были патриотами России. Многие немцы, жившие в России, были даже большими патриотами и русофилами, чем русские. Да те же Романовы, у которых матери и жены были немки.

А.Б.: - Лучшие словари русского языка – толковый словарь Даля и этимологический словарь Фасмера. Сам Владимир Даль, имея датские корни, называл себя русским, как заповедал отец.

Или последний яркий пример – Виктор Ан, кореец по рождению, собравший урожай медалей на Сочинской Олимпиаде. Больше бы нам таких вот «приезжих»!

А.Т.: - Так что все должно быть разумным, но главное – защищать местное население, своих родных и близких. В том числе удмуртов, татар и прочих – это же все русская цивилизация. Цивилизаций не так уж много: есть западная, есть китайская… А есть русская, которая включает многие народы. Как писал Достоевский: если русский говорит, что он не любит свою Родину, не верьте ему – он не русский. И когда сегодня некоторые политики, что они отрицают патриотизм, не любят Родину, не надо им верить – это не наши люди. Надо всем, проживающим в России – русским, украинцам, казакам, поморам, ненцам, якутам, тунгусам – объединяться и вытаскивать свою страну. Но, одновременно, нужно защищать, в первую очередь, интересы коренного населения, а не приезжающего, хотя гостей-друзей мы любим и уважаем.

См. также

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ПОДДЕРЖАТЬ ПОДЛИННО НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ДИСТАНЦИОННАЯ МЕДИЦИНА – НАДЕЖДА СЕЛА

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЯНУКОВИЧ РИСКУЕТ СТАТЬ МИЛОШЕВИЧЕМ (О СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ)

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЭКОЛОГИЯ – КАТЕГОРИЯ НЕ ТОЛЬКО ПРИРОДНАЯ, НО И ДУХОВНАЯ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: КАКОЙ БЫТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: СНЕГОВИК РАСТАЕТ, А ЕРМАК ВЕЧЕН

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: КОНДОПОГА, БИРЮЛЕВО…ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ?

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: СУД АБСУРДА. ИЛИ КАК МНОЖАТСЯ ПОЛИТОСУЖДЕННЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: МЕДИЦИНА И РЕКЛАМА

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЧТО ЧИТАТЬ ШКОЛЬНИКУ: КЛАССИКУ ИЛИ «ПОСТМОДЕРН»?

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: РОССИЯ – РОДИНА ОДИНА? ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «РЮРИК. ПОТЕРЯННАЯ БЫЛЬ» М. ЗАДОРНОВА

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ДЖОН ТОЛКИЕН – АНГЛИЧАНИН СО СЛАВЯНСКОЙ ДУШОЙ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ПОГОВОРИМ О СПОРТЕ 

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ЗАКОН – НЕ ДЫШЛО

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: ИДЕОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР: СТРАСТИ ПО ПОМОРА 

Комментарии   

 
0 #1 Игнат 03.03.2014 09:08
Жаль, конечно, что Алексендр и Анатолий не высказили свои политические возрения..
Цитировать
 

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Статьи Открытый разговор: «Национализм» - жупел или неотъемлемая часть патриотизма?