Вход

" - На формирование характера поморов повлияло то, что они не знали крепостного права и монголо-татарского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к ним только по имени и отчеству, в то время как в других местах России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения "Поморского мира" не решался отменять даже Иоанн Грозный. А в 1589 году в противовес Судебнику 1550 г., утверждавшему крепостное право, был разработан "Поморский судебник", в котором особое место уделялось "статьям о бесчестии" - Ведущий эксперт по поморской Арктике, ученый-краевед В.Н. Ломакин

Открытый разговор: Поддержать подлинно народную культуру

На фото: А.Тутов и А.Беднов
На фото: А.Тутов и А.Беднов
В Мурманской области по инициативе депутатов Кандалакшского горсовета разработан законопроект о поддержке поморского фольклора. И, хотя документ пока отправлен областными парламентариями на доработку, многие из них восприняли с одобрением законодательную инициативу коллег. Думается, речь при этом нужно вести не только о духовной, но и материальной стороне поморской самобытности: исторических занятиях, промыслах, образе жизни. В Архангельской области, центре исторического Поморья, пока что о законодательных актах в поддержку поморов речи пока что не ведется. При этом продвигают сомнительные бренды вроде «Столицы Снеговика» или «Родины Ивана-Дурака». Что нужно сделать для развития исконно народной культуры? Об этом беседуют писатель, руководитель регионального отделения Народного Собора Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.

Борис Шергин – душа Поморья

Анатолий Беднов: - Сегодня на каждом шагу слышим «Архангельск –столица Поморья», гимн области начинается словами «Край наш Поморский». А реальной помощи поморам со стороны региональной власти что-то не видно. В то же время в соседней Мурманской области проводятся фестивали поморской культуры. И никто там не кричит, что это нечто нерусское или даже антирусское.

Александр Тутов: - Тема на самом деле получается серьезная. Сколько в последнее время было ажиотажа и скандала с так называемым «поморским вопросом». Проблема эта надуманная. А сделать вид, что поморов не существует – невозможно и нереально. Тем более что местное народное творчество наложило отпечаток на всю историю России. Все былины Киевской Руси сохранились как раз в Архангельской и Олонецкой губерниях и на Дону, а в центральной России их практически не было.

А.Б.: - Получается такой разорванный ареал. Это как реликтовые растения доледниковой эпохи: сохранились, допустим, в каких-то урочищах на Русской равнине и на Дальнем Востоке, куда не дошло оледенение…

А.Т.: - Это значит, что между казаками и поморами много общего. Никто не собирается всерьез продвигать тему, что поморы – это не русские. Все равно это ветвь единого русского народа. Тем не менее, существуют особенности в культуре, поведении, быту. Надо поддерживать эти традиционные вещи, которые им присущи. Вспомним поморских сказительниц – Марфу Крюкову. Марию Кривополенову, сказы Бориса Шергина, сказки Степана Писахова.

А.Б.: - На Урале реализуется проект «Душа Урала», там сохраняется дом Павла Бажова. А у нас восстановили дом, где жил Борис Шергин – и через некоторое время тихо передали его Новоапостольской церкви. И вскоре после этого с фасада исчезла памятная доска Шергину. Между тем наш поморский сказочник – фигура, по масштабу не уступающая Бажову. Но в Архангельске о нем вспоминают не так часто, как хотелось бы. Только в прошлом году установили памятник писателю работы Сергея Сюхина. А ведь Шергин – прекрасный культурный бренд, позиционирующий область.

А.Т.: - А у нас придумывают, к сожалению, устаревшие уже бренды. В девяностые годы они могли еще сыграть свою роль: Дед Мороз, Баба-Яга, но время было упущено. А все эти снеговики…

А.Б.: - Яренск – родина Матушки Зимы. Так ее можно где угодно провозгласить. А между тем через Яренск проезжал Робинзон Крузо, во второй части романа Даниэля Дефо. Почему бы его не вспомнить? В Архангельске это попытались сделать в нулевые годы. А в Тобольске тем временем уже воздвигнут памятник Робинзону Крузо!

А.Т.: - Для районной культурной политики Матушка Зима, это, может быть, и нормально. Но не для областного уровня. Архангельская область – родина первопроходцев. Целый ряд великих казаков вышел из поморов. То есть они – предмет гордости и для тех, и для других. Соответственно, и фольклор своеобразный, и одежда, и традиции. Вот чем Архангельская область должна привлекать – своими традициями и тем, что она – родина землепроходцев.

Курица – не птица, китч – не фольклор

А.Б.: - Вообще надо помнить, что фольклорная, народная культура, всегда локальна, в отличие от общенациональной классической культуры. Нельзя выхолащивать местные культуры, создавая что-то усредненное, якобы общерусское. Нельзя произвольно смешивать поморское с подмосковным, казачью культуру с культурой среднерусских крестьян. А то доходит до абсурда: девушка из Архангельской области выступает с номером «Лапти-переплясы», и все это преподносится как народная культура Русского Севера. А между тем лаптей в Поморье не носили, ходили в кожаной обуви.

Или раскрашивают перья деревянной птицы счастья под Гжель или под Хохлому. Туристам все равно, а местные жители видят фальшь, китч, халтуру. Это все равно, что взять чайную посуду Семикаракорского завода, что на Дону, и украсить ее мезенским орнаментом. А на тарелках нарисуем вместо казаков поморских рыбаков, вместо хат – избы-пятистенки и т.д.

А еще беспокоит, когда вместо аутентичной народной культуры навязывается псевдонародный китч. Ничего не имею против Надежды Кадышевой как певицы, но то, что она поет, едва ли можно отнести к традиционной песенной культуре. Это новодел, сработанный «под народ».

А.Т.: - Это все равно, что выдавать шансон за народные песни. Есть хороший шансон (Звездинский, Шуфутинский), но это все-таки не совсем то…Они поют некоторые казачьи песни. Так что, считать их всех казачьими певцами?

А.Б.: - «Казачка, казачка, вишневые глаза»… Или песни Александра Розенбаума. Талантливо написанные, не спорю, но тоже не казачьи.

А.Т.: - Розенбаума надо уважать уже за то, что он еще в советские времена своими песнями привлек внимание к казачеству. Тем более что это не совсем шансон, он автор-исполнитель. Но нельзя же считать его песни фольклорными.

Когда мы проводили конкурс «Поморская красавица», то включали фольклорные элементы, чтобы знакомить людей с местным колоритом.

Вспомним, что шотландцы не носят свои килты постоянно, но на торжественных мероприятиях шотландец надевает национальную одежду, он знает свои традиции, танцы, песни и гордится этим. А почему нам нельзя гордится своим местным, самобытным?
А с поморской семгой разве что-то сравниться может?

Я считаю, что есть заинтересованность крупных компаний в том, чтобы самобытность поморов не была закреплена законодательно. Ведь тогда придется больше платить населению Архангельской области. Поэтому поморов пытаются изобразить сепаратистами, хотя они всегда были патриотами: отбили английский десант в Коле, и на Соловках отстреливались, и в Северной войне активно участвовали. И даже в период Смуты отряды ополчения приходили с Севера, а финансировали эти отряды Строгановы. Все помнят Козьму Минина, а то, что Строгановы давали деньги на поддержку ополчения князя Пожарского, как-то позабылось. Есть масса других интересных исторических вещей. А кто первый освоил Арктику? Опять же поморы, а вовсе не Баренц.

Православие – основа поморской культуры

А.Б.: - А между тем здание Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге хотят передать Единоверческой церкви, которая некогда владела им. Но достойного помещения для уникального, крупнейшего в Европе, музея таки и не нашли. Мне доводилось побывать там еще в школьные годы, экспозиция действительно впечатляет. Говорим о приоритете России в освоении полярных широт, государственных интересах – и бросаем Музей Арктики и Антарктики на произвол судьбы.

А.Т.: - Это не совсем правильно. При всем уважении к старообрядцам, найдите сперва помещение, а потом уже переселяйте музей. Это совершенно неправильно с точки зрения геополитики, поскольку наш Север это не только историческая, но и геополитическая тема.

Возвращаясь к поморской теме. Не зря национально-патриотические православные СМИ выступили в защиту поморов, потому что поморы всегда были православными. Они везде ставили поклонные кресты, это традиция. На Севере всегда было сильно Православие: Соловки, Антониево-Сийский, Веркольский монастыри, скиты. Недаром отсюда родом был Иоанн Кронштадтский. В поморских легендах и сказаниях герои всегда добиваются своих целей с Божьей помощью.

А.Б.: - На каждом поморском судне был образ Николая Чудотворца – особенно почитаемого поморами святого, покровителя мореходов. В честь его воздвигались церкви: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы».

А.Т.: - То есть Православие – это объединяющая идея для всех: казаков, поморов, украинцев, белорусов, великороссов, так как они – ветви одного русского народа.

Комментарии   

 
0 #1 Роман Баринов 26.02.2014 19:33
То есть поморские девки, танцующие "Лапти", птицы счастья под Хохлому, тарелки с юга под мезенскую роспись, все это ни в какие ворота. Согласен. А греческая вера, навязанная всем русским: казакам, поморам, украинцам, белорусам, великороссам, - это нормально. Остановите Землю, я сойду.
Цитировать
 
 
0 #2 Алексей-01 27.02.2014 12:28
Цитирую Роман Баринов:
А греческая вера, навязанная всем русским: казакам, поморам, украинцам, белорусам, великороссам, - это нормально. Остановите Землю, я сойду.


соглашусь в вами
Цитировать
 

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Статьи Открытый разговор: Поддержать подлинно народную культуру