Вход

" - Только действенная охрана лесов и вод, неукоснительная пропаганда охраны природы, неотвратимое наказание за нарушение закона по охране лес и вод – вот, по-моему, верные пути сохранить красоту родного края" - Краевед, художник, заслуженный работник культуры РФ, заключенный ГУЛАГа, почётный гражданин Виноградовского района  Н.П. Сазонов

Исследовательская работа "Кружева из русской печи" Полины Толбухиной

Автор:  Толбухина Полина учащаяся  8 «А» класса МКОУ СОШ г. Мирного Плесецкого района Архангельской области

Введение.

Этим летом наша семья много путешествовала по Архангельской области. Я вместе с родителями посетила разные интересные места и достопримечательности родного края. Сначала мы побывали в Каргополе - одной из жемчужин Русского Севера. Именно здесь я впервые услышала, что живет на каргопольской земле красивый и древний обычай. Весной, в пору солнечного равноденствия — когда день меряется с ночью, пекут в здешних местах «тетерки». Из разговора с жителями Каргополя я узнала, что «тетерки» - местная достопримечательность, которую не встретишь больше нигде по всей нашей бескрайней России. Собой они представляют  необычные завитушки, соединенные в определенном порядке, в результате чего получается что-то вроде колес с узорами внутри. О «тетерках» нам рассказывали так же и в Кенозерском заповеднике. Там есть чайный домик, в котором гостей угощают, чаем с «тетерками». Оказалось, что с «тетерками» связано немало обычаев и обрядов. Познакомившись  с этим особым печеньем, мне захотелось узнать о нем больше. Но, к сожалению, помнят и знают о «тетерках» в основном  пожилые люди. Молодежь же все меньше времени уделяет  знакомству и изучению традиций своей малой Родины. Многие обычаи и обряды Русского Севера забыты, и мне кажется, что это неправильно. После этой поездки мне захотелось узнать не только историю появления «тетерок», в каких обрядах они использовались, но и попробовать самой испечь это необычное печенье и познакомить своих сверстников с ними. Поэтому актуальность представленной работы и заключается в необходимости усилить внимание к сохранению и развитию национальной культуры, к  возрождению народных традиций своей малой Родины. Объектом исследования в данной работе являются «тетерки» и тетерочные обряды. В связи с этим предметом исследования стали орнаментальные мотивы «тетерок».

Цель данной работы: изучить, исследовать северное обрядовое печенье «тетерки», научиться их выпекать.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить «тетерки», тетерочные обряды и их роль в праздниках северной деревни, изучить опыт северных мастериц по изготовлению «тетерок», пробудить интерес молодежи к народным традициям и обрядам, научиться собирать информацию и анализировать полученные данные в соответствии с заявленной темой.

Литературный обзор разнообразен. Из книги Е.Шевелевой «Каргопольские тетерки» я узнала о видах «тетерок» и о том, где их выпекали к определенному дню. В журналах «А почему?» №4 1996 г. и «Юный художник» №10 1990 г. я познакомилась с тетерочными обрядами, узнала откуда возникло название «тетерка». В газете «Семья» выпуск № 7/830 от 02.12.2004 я нашла информацию о том, как делают это обрядовое печенье. В Газете «Культура», № 10 (7267) 15 - 21 марта 2001г. я прочла опубликованную беседу Л. Лернера со знаменитой тетёрочницой А. Савиновой, которая поведала автору способ приготовления «тетерок». Во время лекции в Воскресной Школе г. Мирного я узнала о легенде о сорока мучениках севастийских. При работе по данной теме меня консультировала жительница п. Савинский Зозуля З.В., а моими информантами были Шабанова В.В. и Суханова А.И. из Нижнего Устья, которые записали  мне рецепт «тетёр» из своего домашнего архива. А вот Овсянникова М.И. и Дедова Г.Н. из города Каргополя поделились со мной воспоминаниями из детства, о том, как они со сверстниками наблюдали за выпечкой «тетёр» еще, будучи детьми. Они так бережно хранили эти рецепты в надежде, что те совсем не канут в Лету и были обрадованы тем, что эта традиция еще не прервана и продолжает интересовать кого-то из молодежи.

 

Откуда прилетели к нам «тетеры»?

Как только зима подходит к концу, люди с нетерпением начинают поглядывать на календарь, но ждать весны на Севере первого марта – нельзя. Весну здесь встречают 22 марта в День Сорока святых по православному календарю. Согласно церковной легенде император Византийский святой Константин Великий в 313 г. издал указ, разрешавший христианам свободу вероисповедания. Но его соправитель решил очистить от христиан войско. В те времена в армянском городе Севастии была дружина из 40 храбрых воинов-христиан, которые не отреклись от своей веры. Тогда военачальник-язычник устроил им казнь на озере. В мороз воинов раздели и поставили на лед. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. После воины все же были подвергнуты казни, а затем их стали почитать как святых. В народном календаре этот день называется Сороки, и известен как встреча наступающей весны, которую несут на своих крыльях возвращающиеся домой перелетные птицы. В Каргополе с этим днем связана выпечка таких мучных изделий как «тетерки».  Но почему  это  печенье  названо  именно  «тетеркой»?  В  ряде  северных  областей  есть древнее предание о посвященной солнцу птице – глухаре. Местные жители называют его глухим тетеревом, или просто – тетеркой.[2] Это обрядовое печенье, является символом солнышка и здоровья, плодородия земли в новом году, с помощью него в старину «закликали весну».[9] В наши дни традиция печь «тетерки» к определенному дню сохранилась в деревнях Гарь, Ошевенска, в селах Усачево, Волосово, Троица, в селах Архангеле и Ольховец.

Учёные отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей, направлен он на приход весны и обеспечение плодородия. Каргопольские «тетерки» можно сравнить с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России, которые назывались «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».[8]

 

«Тетерка» – солнце в доме.

Большинство символов, традиционно используемых в народных изделиях, имеют очень древнее происхождение. Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Мотивы украшений наделялись когда-то магическим смыслом, отражали обожествление человеком окружающей природы, тесную связь с ней. Постепенно теряя свой магический смысл, традиционные темы входили в орнамент, становились преимущественно декоративными. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются не только в вышивке, но и  в глиняной игрушке, пряниках, а так, же в узорах оконных наличников, в росписи посуды и прялок. (См. прил. 1) Вот и в каргопольских «тетерках» исследователи находят древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага.

Для непосвященного «тетерки» кажутся чем-то примитивным, чуть ли не атрибутом африканских племен. Знающий же человек находит в них отображение мировоззрения крестьянина, древние народные верования славян, модель Вселенной. Это сложно, но в «тетерках» действительно заложен глубочайший смысл. Что бы понять это я решила проанализировать разные символы архангелогородских изделий. Самый любимый и распространенный элемент  поморских орнаментов – солнце. Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. По народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. К солнцу обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Орнамент  каргопольских «тетерок» и по сей день хранит  архаичную солярную символику. В их можно  увидеть разнообразные вариации символического изображения солнца. "Тетерки" похожи, и не похожи на солнце. Похожи тем, что круглые. Но это не просто изображение солнца, а как бы переработка образа, создание наподобие его чего-то нового. Каждая из них - это солнце-радость, солнце-ликование, солнце-цветок. В «тетерках» мастерицы умели не только солнце изобразить, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, цветения, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в весёлый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в «тетерке» из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Они как бы лучиками от середины солнышка отходят. Но в, то, же время это не просто лучики. Посмотрите, вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок. А вот на этих пряниках и цветок превратился в какой-то сложный, затейливый узор. А вот это на травку похоже, кудрявую такую, кружевную. И всё это словно движется, кружится. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками - и рождается  такая красота! Конечно, такой пряник привлечёт и саму весну. [8] Вот и в «тетерах» оно изображается «с кудерочками» (См. прил. 2) Такие орнаменты можно видеть в «тетерках» «Цветик», «Витушка», «В колечушки». Подобные изображения солнца я наблюдала  и в каргопольских вышивках-месяцесловах, в росписях прялок и игрушек. Очевидно, в них заложены те же пожелания.

Все «тетеры» представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов — «околов», завитых «по солнышку». «Околыш» — словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: «березка», «коник», «курушка»... [2] В «тетерках» очень много завитков и вьюх. Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол Всевышнего. Вероятно, в «тетерах», как и в других изделиях декоративно-прикладного творчества, мастерицы с помощью условных знаков  выражали свои понятия о мире: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. (См. прил. 3)

Ромб с центральным мотивом мог означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями «тёмных сил». Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение «точка отсчета». Это хорошо видно в «тетерах» со стилизованными  свастическими знаками, испеченные А.А.Савиновой. (См. прил.4)  Каргопольская «тетера» с тремя обводами (околами) получает жизнь в умелых руках мастерицы. В середине — спиралевидная свастика. Свастикой отмечалось вечное движение небесного светила. Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном (то из чего изготавливалась мука для выпечки «тетерок»). Смерть зерна обусловливает его будущее рождение. В ходе своего исследования я выяснила, что центральная часть «тетерок», которая и дает название узору («Витушка», «Узорики», «Кренделечки», «Лебеди», «Жаворонок», «Кудерочки», а еще «Ветвь»,  «Восьмеры», «Лесенка», «Узорчатки», «Сетчаты-решетчаты», «Звезда» и т.д.), может состоять из различных фигур. [8] «Солнышко» и обегающие вокруг «коники», «полукони¬ки» либо навитые «кудерочки» могут занимать центральную часть «тетерок». Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние «вьюхи»... Вьюхой  в старину называли яргу, представляющую собой квадрат с загнутыми концами. «Вьюха» - наиболее распространенный узор в Каргополе. Я задалась вопросом, что же обозначали эти фигуры «тетер»? Прямые кресты — символы огня и солнца. Крест с загнутыми концами нередко называют еще коловрат -обозначающий также  движение солнца по кругу, солнцеворот, коловращенье. Какие же пожелания вкладывали мастерицы в свои «тетерки»?  Решётка «#» - пожелание плодородия, золото - святости, божественной благодати. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. «Звезда» похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизировал возрождающуюся жизнь. 

 

К теще на кашу, к зятю с «тетерками»

В Каргополе 22 марта называют тетерочным днем. Почему?  В старину девку отдавали замуж зимой, и ходила она «по мучениям» шесть недель. Значит, в день «сорокосвятых», (т.е. на сороковой день после свадьбы) мать невесты и родственники ее идут к зятю с «тетерками». Эти «тетерки» как подарок.

Тетерочное дело кропотливое, самой хозяйке едва ли за неделю управится. Поэтому помогала ей вся родня: и бабушки и молодая (которую отпускали эти дни в отчий дом), и даже ребятишки, повзрослев - за столом во время работы не было лишнего места! Так, вместе наскут (слово «скать» в местном диалекте означает «вить», «свивать») сто-двести тетерок, назавивают их разными узорами. [2] Причем часть приготовят из лучшей муки - крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки спекут, а остальные - из ячменной. Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали «тетерки» до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и - сразу же - в печку, где они быстро подсыхали и румянились. Хорошо пропеченные «тетерки» смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. [4] Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут «поглядеть узоры» и соседи. Накануне самого тетерочного дня мать молодухи (а, коли, не было ее в живых, то хозяйка дома - «большуха») укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба - «двинянки», и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и «калитки» — своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов «блинчатые» пироги с толокном , и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой «гостиничные». Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же, осторожно, чтобы не сломать, укладывали «тетерки». Незамысловатых «вьюх», завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные - столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока. Первые две корзины хозяйка насаживала  на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нее - сколько могла донести! Если ж дом зятя был далеко, угощенья везли на лошади. Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда выкладывать принесенные дары. А выкладывая, извинялась: «Не судите, сватуки и сватьюшки, чем богаты, тем рады!»— Ну, полно-те, сватьюшка,— отвечали хозяева,— чего еще, спаси Господи! Надобно знать, что современное наше «спасибо» восходит к старинному русскому «спаси Бог». Нередко благодарили и так: «Спаси Господи!»  В иных деревнях гостинцы принимали не глядя, в других же сразу выкладывали на стол, рассматривая на свет узоры тетерок. Разглядывали гости, приходили поглядеть соседи, рассуждая потом меж собой, «хорошо ли молодухина родова зятя подарками чествует». Угощать присутствующих гостинцами должна была сама молодуха. Она подносила всем по «тетерочке», и потом уже за столом оставались одни женщины: «тетерочный день» почитался «бабьим праздником»...[2] Далее каждый год годовщина свадьбы праздновалась тещиными «тетерками» и гостьбой  (хоть уже с меньшим размахом).

Заинтересовавшись темой тетерочных обрядов, мне захотелось узнать, а помнят ли об этом в Каргополе сейчас. Из беседы с Овсянниковой М.И. я узнала, что мало осталось в Каргополе семей, которые пекут 22 марта «тетерки» и практически никто не ходит с ними в гости. А вот Дедова Г.Н. рассказала, что обычай ходить с «тетерами» к своим зятьям, дочерям и внукам сохранился только в ряде сел Каргопольского района. Да и там он постепенно забывается. «Мало осталось тех, кто помнит об «тетерках», помрем мы, кто вспомнит?». Такую озабоченность услышала я от них. Поэтому когда я расспрашивала жительниц Каргополя об этих старинных северных обрядах и обычаях, они были очень рады передать мне свои знания и воспоминания.

Как мы стряпали «тетеры».

Выполняя свое исследование я пришла к выводу, что форм и рецептов изготовления «тетерок» существует множество. Многие мастерицы творчески видоизменяют традиционные рецепты, внося в них свою «изюминку». Так жительницы д. Нижнее Устье Шабанова В.В. и Суханова А.И. поделились со мной своими рецептами. (См. прил. 5)  Сырье для изготовления «тетерок» самое простое: ржаная мука , вода, соль. Старинный рецепт таков: на один стакан воды – три-четыре стакана муки, пока тесто не станет очень крутым, соль по вкусу, одну столовую ложку растительного масла. Тесто замешивают на ночь, утром "скут" и выпекают. Свивать надо или прямо на противне или на доске. Иногда для вкуса добавляется конопляное семя. Ржаные «тетерки» могли храниться целый год, не портились и все это время они оставались любимым лакомством ребятишек. Не слишком сладко, конечно, зато наломаешь себе целый карман - и ходи, жуй. Вроде как семечки были «тетерки», и на зимних посиделках наблюдалась такая картина: рассядется молодежь в горнице - и давай хрустеть, только треск стоит! Еще ведь и зубы укрепляются...[3]

По рецепту, который был записан со слов Шабановой В.В.: 3 стакана пшеничной муки, 3/4 стакана холодной воды, 2 столовые ложки сахара, 1/2 чайной ложки соли, 2 яйца, я приготовила «тетерки». Выпекала их в духовке, при температуре 200º, минут 10-12. По этому рецепту я испекла «тетеры», которые демонстрировались на школьной выставке, уроке технологии по теме «Изделия из теста», классом часе, посвященном истории Поморья. Угощала «тетерками» я не только своих родных, но и друзей. Было очень приятно услышать от них положительные отзывы. (См. прил. 6) Изготовив «тетерки», я провела среди 50 человек анкетирование на данную тему.  Увы, но только 8 человек (16%) смогли рассказать рецептуру «тетерок», т.к. недавно с классом мы были на экскурсии в г. Каргополе. Так жаль, что безвозвратно уходит в прошлое это народное ремесло.

 

Заключение

С глубокой древности люди верили в узоры и орнамент, соблюдали все обычаи и обряды. На Русском Севере каждую весну встречали с «тетерками», с песнями и закличками: «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с радостью, с огромною милостью…»[9] И присутствие в этом весеннем обряде «тетер» не было случайным. Ведь в них народ вкладывал глубокий смысл. В образах каргопольских «тетерок» видны древние народные верования поморов. Каждый знак, каждая точка и черточка в «тетерках» несла в себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших предков. Глядя на это обрядовое печенье, дивишься живой памяти народной, что донесла до нас древний как мир образ солнца, дарующего жизнь всему живому и благополучие человеку. Солнце - символ жизни, плодородия, а волны - символ свободы. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода. Голубь есть знак осенения кротостью. Древо - жизнь. Вот что скрывается в наших северных «тетерках» за, казалось бы, непонятным нагромождением линий. В ходе моего исследования нашло подтверждение то, что изготовление каргопольских «тетерок» имело особое значение в жизни поморов. Совместная работа по выпечке «тетер» сплачивала семью. Старшие поколения передавали младшим свои знания и умения, приобщали их к народным традициями и  обычаям, а так же учили уважительным отношениям в семье. Своей работой я хотела привлечь внимание моих сверстников к северным народным традициям встречи весны. Как это ни грустно осознавать, но современное поколение практически ничего не знает ни о народных обрядах, ни о северных обычаях, связанных со встречей весны. Этот факт подтверждают результаты анкетирования, проведенного мной среди молодежи. Так только 40 (80 %) опрошенных знает об обрядах встречи весны на Севере. При этом типичными ответами были: сжигание бабы, выпечка блинов или «тетерок», пускание венка вдоль речки. (См. прил. 5)А вот 10 (20%) ребят ничего об этом  не знают. При этом выяснилось, что очень мало людей, которые знали  или слышали о «тетерках» и тетерочных обрядах. О них знает всего 15 (30%) ребят, а вот тех, кто ничего о них не слышал - 35 (70%).

Что такое праздник в наше время? Это обычно застолье с вином и водкой. Но ведь праздник – это что-то духовное, требующее особого внимания и подготовки, а не только материальное, как привыкли считать многие. Наше государство борется с дурными привычками людей, пропагандируя при этом здоровый образ жизни . А ведь достаточно обратиться к народным истокам, к тому, что знали и умели наши предки. Но об этом мало кто задумывается. Так среди опрошенных мною ровесников  9 (60 %) считают, что «тетерки» пекли для еды, и только 3 (20%) знали, что они использовались в различных обрядах. При этом 6 (40%) из тех, кто знаком с «тетерами» смогли ответить на вопрос, что обозначают завитки в них. Многие из народных обычаев уходят корнями в далёкое прошлое, но все они являются частью человеческой культуры, и их возрождение может по-новому окрасить наши взаимоотношения. Ведь это так важно помнить в современном обществе, откуда мы родом. Только так можно возродить Россию, ее национальное самосознание. В качестве подтверждения этого  мне бы хотелось процитировать  В.М. Пескова: «...Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев... Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела». [6]

Таким образом, в ходе своего исследования я убедилась, что северные «тетерки» были для поморов не просто пищей и развлечением. Их узоры и тетерочные обряды имели магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, тесную связь с ней.

 

Библиографический список    

1. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. Москва, "Советская Россия", 1984г., 208 стр.

2. Г. Дурасов. Каргопольские тетерки. «Юный художник» №10 1990 г., стр. 28

3. Лернер Л. По весне за тетерами. Каргопольские кружева из русской печи. «Культура»,  № 10 (7267)  15 - 21 марта 2001г., с. 26

4. Михеев Г. Тетерка – не блин, не печенье. «Семья»  № 7/830 от 02.12.2004 

5. Мышкина Е. «Тетерка» - примета весны. «А почему?» № 4  1996 г., с. 26

6. Паляничко  Н. «Я – деревенская».  «Издательский Дом»,   г. Россошь  2002г

7. Художественно-познавательное издание о народном творчестве.  Панин Г.Л. Рукомесло. – Вельс, 2008. 52 с., 27 цв. ил.

8. Шевелева Е. «Каргопольские тетёрки». Каргополь 2002

9. http://slavyans.narod.ru/holidays/zaklikanie-vesna.html

10. Рецепты из семейного архива  Шабановой В.В. и Сухановой А.И.

 

Научный руководитель – Волынина Светлана Вячеславовна учитель технологии муниципального казённого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы г. Мирного Архангельской области.

29.04.2012

От редакции: С данной работой Полина участвовала во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ среди учащихся. Конкурс проходил под эгидой Министерства образования и науки.

 

 


27.04.2012

Витрина нашего Интернет-магазина

 200-i-mg264.jpg

Комментарии   

 
0 #21 Tresa 21.10.2021 13:35
Hi all, here every one is sharing such knowledge, thus it's good to read this weblog,
and I used to go to see this weblog daily.

My webpage ... รับแทงหวย: https://www.bibliocraftmod.com/forums/users/huayvips/
Цитировать
 
 
0 #22 Erma 25.10.2021 07:20
Superb, what a weblog it is! This weblog provides
useful data to us, keep it up.

Feel free to visit my web site :: ซื้อหวยออนไลน์: https://www.ranker.com/writer/todehuays
Цитировать
 
 
0 #23 Carlton 06.11.2021 05:23
fantastic issues altogether, you just gained a new reader.
What could you suggest in regards to your put up that you just made a few days in the past?
Any positive?

Feel free to surf to my page ... แทงหวยออนไลน์: https://raovatonline.org/author/lottoshuay/
Цитировать
 
 
0 #24 Claude 09.11.2021 16:31
Genuinely when someone doesn't understand then its up to other viewers that they
will help, so here it occurs.

My webpage เรียนต่อต่างประ เทศ: https://buddypress.org/members/studyabroadxx/profile/
Цитировать
 
 
0 #25 Elida 15.11.2021 23:40
Какие предметы сдавать при поступлении в вуз, зависит от выбранного направления подготовки или специальности
Цитировать
 
 
0 #26 Micheal 17.11.2021 05:32
Один секрет действительно хороших обучающих видео?


Here is my web-site Лаборатория Знаний "Возможно Всё": https://xn--b1aanp.xn--p1ai/98-pogony-zvanija-v-armii-rossii-po-porjadku-vozrastanija.html
Цитировать
 
 
0 #27 Wilda 19.11.2021 04:19
барышни столицы от 40 до 45. Взрослые, опытные шлюшки

Look into my webpage здесь: https://t4k.info/fonts/pgs/?elitnue_prostitutki__moskvu_na_23_fevralya.html
Цитировать
 
 
0 #28 Kurtis 20.11.2021 08:47
‘You’ve Bought This’ is on no account a inform all
autobiography, But I do speak about many alternative facets of my life
- some good, some dangerous and other classes I have learnt along the way in which.
However that didn’t assist the way she felt about her physique, says Louise, who's
ready to speak again. ‘You get a bit scared going into your 40s, particularly as a performer and
as any individual who has not finished what they love doing for a long time.
Her grandfather - ‘a large man with arms stuffed with tattoos’ - hoisted her up on to his shoulders and set
off to search out the man who had tried to kidnap her, but he was long gone.
However the prospect of leaving her sons Charley, now 16, and Beau, now 12, with out a mother compelled her to brush aside her suicidal thoughts.


Check out my blog :: chat free porno: https://es.24livesexchat.com/
Цитировать
 

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Новости Исследовательская работа "Кружева из русской печи" Полины Толбухиной