Вход

" - В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, — энергия человеческого духа" - русский писатель, литературовед, публицист, уроженец с. Веркола Пинежского района Архангельской области Ф.А. Абрамов  (29.02.1920 - 14.05.1983)

Поморский Карбас. Столетние традиции поморского судостроения

Мало кто знает, что у нас в Поморье есть свои традиции судостроения. Эти традиции насчитывают не одну сотню лет и сохранились до наших дней не только в виде музейных экспонатов, но и непосредственно в поморских деревнях, где верой и правдой до сих пор  служат поморам  в качестве рыболовных судов карбасы и лодки, выстроенные по древним поморским правилам судостроения. За многие сотни лет, учитывая наши суровые условия обитания, школа поморского судостроения так и не была вытеснена, несмотря на указы Петра I, запрещавшего строить суда по старому стилю, и на технический прогресс, принесший в уклад жизни поморов моторы, алюминиевые лодки и многое другое без чего представить современного человека уже  невозможно...
 
С недавнего времени, познакомиться с поморской традицией судостроения можно, не только в отдаленных деревнях, но и в самом Архангельске. В музее “Малые Корелы” 22 июня открылась выставка “Поморский Карбас”, на которой можно воочию увидеть процесс строительства, а точнее шитья, поморского карбаса во всех подробностях.
 
Как рассказал Информационному агентству “Патриот Поморья” старший научный сотрудник музея “Малые Корелы”, автор выставки “Поморский Карбас”, Владимир Ломакин,  уникальность традиции поморского судостроения заключается не только в приспособленности к арктическим условиям поморских судов, но и техникой строительства  - шитьем, которую как раз и можно увидеть на этой выставке.
 

Карбас – это одно из основных промысловых и транспортных средств у поморов. Он применялся практически во всех областях поморской жизни: и для транспортировки разнообразных грузов, и в промысловых целях. Карбас был приспособлен для хождения как по рекам, так и по морям. По некоторым данным, наиболее крупные карбасы могли перевозить до 60-70 человек или 18 тонн груза, по очень неспокойному Баренцеву морю.
 
При строительстве как лодок, так и крупных судов поморские мастера никогда не пользовались чертежами, руководствуясь только навыками и архитектурным чутьем мастера. За многие века в каждом селении сформировался свой собственный тип карбаса. Более того, у каждого мастера в зависимости от опыта и условий, карбас имел свои особенности. Поэтому неудивительно, что однотипные суда порой значительно различались. Можно выделить несколько основных видов карбасов: приморский, весновальный, речной, облас, поморский палубный и холмогорский карбас.  Все они имели практически одинаковый корпус, с небольшими различиями по размеру и форме, но разные “надстройки” и количество парусов. 
 
Примечательно, что карбасы практически не гибли во льдах: их либо выталкивало на лед, благодаря форме корпуса, либо они могли “вмерзнуть”  и дрейфовать со льдом, без ущерба к корпусу. Достижения поморский судостроителей были отмечены даже англичанами, нередко бывавшими в наших краях. Утлые, по первому впечатлению, поморские лодки, на удивление английских моряков, развивали  большую скорость, чем более совершенные английские корабли...
 
 
Продукция нашего Интернет-магазина
 

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Новости Поморский Карбас. Столетние традиции поморского судостроения