Вход

«... В начале века русский народ поддался искушению ленинцев стать интернационалами и создал пролетарскую культуру, подавившую национальные чувства народа. До сих пор политики морочат народ сказками об интернациональном братстве и всеединстве, в то время, когда правомерно и достаточно говорить только о цивилизованной терпимости и сотрудничестве» - узник ГУЛАГа, член Союза писателей России, мыслитель, общественный деятель г. Котласа, Архангельской области М.Д. Пузырёв

Выставка «Арктика — Поморский Ход» в Архангельске. Анонс и аннотация

8 ноября в главном корпусе бывшего Поморского госуниверситета продолжила свою работу передвижная выставка «Арктика — Поморский Ход». Ранее жители и гости города могли ознакомиться с выставкой в здании Поморской филармонии и в главном здании Северного (Арктического) федерального университета. 

Адрес выставки: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4

В начале прошлого тысячелетия на Белом море появились славянские поселенцы. Их привлекал богатый промысел: на суше – пушнина и птица, на море – морская рыба, зверь и «рыбий зуб» – высоко ценившийся моржовый клык. Первыми вышли к берегам Гандвика (Белого моря) словене — ильменцы (новгородцы).  Как правило, пришельцы селились не на безлюдных берегах, а в поселениях или рядом с поселениями  коренных жителей –  угро — финнов (чуди белоглазой), вепсов, карелов, саамов (лопарей), коми, зырян, печоры, ижемцев, чаще всего смешиваясь с ними, а где-то обосновываясь особняком, представляя собой словенские вкрапления среди местного населения. Постепенно переселенцы, оседая на постоянное житьё и перемешиваясь  с аборигенными народами, образовали симбиоз словенского и угро-финского этносов, позже долю своей крови добавили скандинавы, что привело к возникновению своеобразной этнической группы (народа) поморов. 
 
Жизнь на берегах «Студеного моря» в условиях сурового климата сделала поморов сильными и трудолюбивыми. В Поморье, не знавшем крепостного права, витал дух вольности, свободомыслия и товарищества. В этих краях был особенно силен «мир» – поморское выборное самоуправление.
 

Связи с Западом существовали у поморов с глубокой древности. Близость Поморья к скандинавским землям, общение с европейцами, знание европейских устоев – всё это поддерживало демократические традиции на территории Поморья.

Как  утверждают учёные - В. А. Александров в своей работе «Русское население Сибири XVII – начала XVIII в.»., Москва., 1964 и П. А. Колесников в своём труде «Северная деревня в XV  первой половине XIX века», Северозападное книжное издательство., 1976., С. 48 – 49.

Территория Поморья это -  «…Северное Поморье (в основном Двинский, Мезенский, Кеврольский, Пустозерский уезды), Центральное Поморье (Вологодский, Тотемский, Устюжский, Сольвычегодский, Важский уезды, Устьянские волости), Западное Поморье (Каргопольский уезд, Чарондская округа и Заонежские погосты), Восточное Поморье (Соликамский, Пермский, Кайгородский и все уезды Вятской земли)». 

Т. е. это практически вся территория Российского Севера, включая современные территории Архангельской, Мурманской Вологодской, Вятской, Пермской, севера Ленинградской  областей, а также республик Карелия, Коми и Ненецкого автономного округа. 

В XII веке Поморье становится центром  судостроения – этому способствует развитие морских и речных промыслов. Поморы строили (шили) самые совершенные по тем временам суда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов: поморские ладьи, раньшины, шняки, ледянки, карбасы, кочи и множество  других типов судов.

Развитие морских и речных промыслов требовало от поморов создания грузоподъемных и устойчивых судов, приспособленных к местным условиям плавания и хождения в ледовых условиях Арктики. Развитое судостроение, способствовало  в дальнейшем продвижению поморов в Сибирь, Камчатку, Дальний Восток, Аляску, Калифорнию вплоть до Гавайских островов.

Поморы и сегодня никуда не исчезли. Сохранился  стереотип поведения, самоназвание, этническое самосознание, чувство «особости» и идентификации «свой-чужой». Просто у большинства, считающих себя поморами, сменилась форма самоидентификации. По-этому, чтобы сегодня считаться «полноценным» помором, вовсе необязательно шить кочи и карбасы, заниматься зверобойным и рыбным промыслом, ходить в море и на охоту. Поморский дух и поморский характер - вот ценности, которые выковали наши предки на протяжении веков, ведя борьбу за самовыживание и существование — именно эти ценности продолжают определять сущность современных поморов.
 
Автор выставки и аннотации - старший научный сотрудник Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»Владимир Николаевич Ломакин (на фото)
 
08. 11 2011 г.
 
 
Продукция нашего Интернет-магазина
 
 
Поморские сказки
Поморские сказки
На Поморской стороне
На Поморской стороне
Не век жить — век вспоминать
Не век жить — век вспоминать
Поморская азбука
Поморская азбука
Словарь поморского языка
Словарь поморского языка
Марфа-поморка
Марфа-поморка
Русские поморы
Русские поморы
Поморская мозайка
Поморская мозайка
Поморская фантазия
Поморская фантазия
Киселев В.В. Сказки и легенды Прионежья
Киселев В.В. Сказки и легенды Прионежья
Кумпус. Цвет черный с вышивкой
Кумпус. Цвет черный с вышивкой

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Новости Выставка «Арктика — Поморский Ход» в Архангельске. Анонс и аннотация