Вход

«... В начале века русский народ поддался искушению ленинцев стать интернационалами и создал пролетарскую культуру, подавившую национальные чувства народа. До сих пор политики морочат народ сказками об интернациональном братстве и всеединстве, в то время, когда правомерно и достаточно говорить только о цивилизованной терпимости и сотрудничестве» - узник ГУЛАГа, член Союза писателей России, мыслитель, общественный деятель г. Котласа, Архангельской области М.Д. Пузырёв

В Архангельске открылась выставка, посвященная 120-летию Бориса Шергина

В Архангельском музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова открылась выставка с таким названием, посвященная 120-летию Бориса Шергина.  При жизни Борис Викторович в рамки советского писателя не укладывался, и потому его классифицировали как «самобытного». Это потом его награждали эпитетами «уникальный писатель и художник», «северный кормщик слова», «сокровищница слова животного», «вещий боян», не упомянув, правда, другую сторону его наследия – как православного философа и мыслителя.

Вообще, праведник и мудрец Шергин после себя не оставил чего-либо ценного материального, исключительно – слова, слова, слова. Потому на выставке мемориальных вещей нет, только предметы народного и городского быта, иконы, книги, которые могли окружать Бориса Шергина в детстве и юности в Архангельске начала XX века. Эта выставка – первая попытка визуально и ассоциативно осмыслить творчество Шергина, как сказала на открытии куратор Валентина Ананьина.
 
Деревянный дом Шергиных в Архангельске не сохранился, и экспонаты для выставки собирали с миру по нитке, в основном книги, рукописи, фотографии, которые сохранились в частных коллекциях архангельских и московских семей и Архангельском литературном музее. Кроме того, в выставке принял участие музей народных промыслов и ремесел Приморья, что в поселке Уйма, Арктический морской институт имени В. И. Воронина, которые помогли создать на выставке образ моря, занимающего в творчестве Шергина главное место.
 

Единственная подлинная вещь из фондов Архангельского музея изобразительных искусств – рисунок Шергина «Ненки на поклонении Содеяле» 1911 года.

Печатали Шергина, который большую часть своей жизни прожил в Москве, тоже «сквозь зубы». В Архангельске первая его книга была напечатана Северо-Западным книжным издательством только в 1971 году, а в 1973-м Борис Викторович умер в своей квартире-подвале, почти ослепший. А вот потом, особенно в 1980-х годах, Шергина вновь «открыли», и оказалось, его творения – от эпических былин до сказок – вполне укладываются в мультипликацию, ныне ставшую классикой жанра – «Волшебное кольцо», «Поморская быль» (по рассказу «Для увеселения»).

Как раз эскизы к мультфильмам по сказкам Шергина Веры Кудрявцевой-Енгалычевой тоже показаны на выставке и кроме того – графика других художников-иллюстраторов. Немало портретов Бориса Шергина, выполненных известными московскими художниками Голицыным, Рождественским, Дувидовым, Фаворскими, Перцовым.

Еще на выставке представлен проект памятного креста, который будет поставлен в Архангельске.

Памятный крест планируется сделать деревянным, а изобразительная часть задумана в керамике. На открытии выставки присутствовал и автор проекта памятного креста Шергину – петербуржец Максим Тычков. Сейчас архангельская писательская организация проводит сбор средств на памятник.

Юрий Курнешов, гендиректор издательского центра «Москвоведение» представил на открытии первый том собрания сочинений Шергина, над которым работает издательство. В первый том вошли былины, исторические песни и сказки, а вообще в четырехтомник Шергина, как пообещал Юрий Николаевич, войдут и знаменитые дневники писателя.

Это будет кстати, поскольку отдельное издание дневников ушло влет. Правда, говорят, в петербургском Доме книги на Невском эту книгу еще найти можно.

Вероятно, прав был народный художник России Иван Ефимов, который утверждал, что не знать Шергина – «непоправимое несчастье».

В рамках выставочного проекта разработана череда мероприятий, включающая экскурсии, встречи с писателями, выступления творческих коллективов и, конечно, программу для детей со сказками о приключениях Шиша Московского.

Но архангелогородцам, наверное, будут ближе архангельские новеллы – зарисовки Города (так – с большой буквы – называл в дневниках писатель Архангельск), которого уже нет, но который сохранился в певучих рассказах Бориса Шергина: «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у лодейного прибегища в досельные годы торговала булками честна вдова Аграфена Ивановна...» («Ваня Датский»).

Елена ИРХА.
 
 
22.04.2013 г.
 
Витрина нашего Интернет-магазина
 
 
200-3200106_original.jpg b_200_250_16777215_00_shop_products_pictures_1177-obl.gif
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
894img017.bmp

Комментарии   

 
0 #1 ScottFup 11.09.2019 21:40
В зависимости через назначения эти покрытия могут толкать однослойными либо двухслойными. Асфальтобетонны е смеси укладывают лишь в http://zabor-iz-profnastila-deshevo.blogspot.ru/2017/03/blog-post_24.html сухую, теплую погоду (температура воздуха выше 0°С) для очищенное от грязи, посторонних вкраплений и мусора закон
Цитировать
 

Добавить комментарий

Войти с помощью социальной сети. (В зависимости от скорости интернета возможна задержка авторизации до 1 минуты)

   


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Новости В Архангельске открылась выставка, посвященная 120-летию Бориса Шергина